ИСТОРИЯ МИРА БУРИМЕ

 

 

 

 

Год 96-й

 

 

 

 

Расцвет Сонетника

Из паутины нитей мы проворно
Ткем памятник себе нерукотворный.
Сонет 258


      В начале 96-го года, как и в конце 95-го, умами владеет по-прежнему Сонетник. Все разговоры в КЖП - о нем.
      Сонеты производятся с ошеломляющей скоростью. 2 января М. отмечает "классные сонеты
44 и 51", т.е. полсотни сонетов сочинено за половину декабря. В конце января отмечается уже сонет 192! Колоссальная производительность! Если бы она сохранилась по сей день, то мы сейчас (осенью 2001) завершали бы уже десятую их тысячу, а не вторую. К концу февраля число сонетов приближается к 300, а к концу марта - к 400.
      "А о буриме-то забыли! А жалко," - замечает Раффи (17.01). Немудрено забыть при такой интенсивности сонетотворчества. Но, видно, не совсем забыли, судя по реплике Начальника (31.01): "Буриме в последнее время какие качественные. Спасибочки".

      
      Сонетник продолжает совершенствоваться, подаются новые идеи. Прежде всего, решается проблема комментирования при заменах строк: первоначально замены никак не пояснялись. Не Пушкин предложил ввести "по маленькой жалобной книжечке для каждого сонета" (1.01). Попробовали выводить комментарии в КЖП, и архив за 2 - 3 января забит этими заменами строк. Поняли, что так не пойдет. И тогда Начальник согласился с Не Пушкиным, и при каждом сонете появилась его история создания - записи о заменах строк с комментариями.

      
      Две идеи рождаются у Начальника в самом начале года: 1) разделить КЖП Буриме и Сонетника, 2) оценивать сонеты и упорядочивать их по оценкам (2.01).
      Первая идея пока не осуществляется - в этом, похоже, нет особой необходимости, потому что вся КЖП заполнена Сонетником, о Буриме речи почти нет. Вторая же вызывает оживленное обсуждение. Как оценивать? М. предлагает две оценки - за форму и содержание - по 4-балльной системе. Как из двух оценок сделать одну для рейтинга? А.С. теоретизирует по поводу средних - арифметическое, квадратичное, медиана... (9.01). "Бесполезно отделять форму от содержания!" - останавливает их М.И.Мухин. После недолгих споров соглашаются на одной оценке, и вскоре Начальник провозглашает (1
5.01): "Оценки готовы! Вперед! Все силы на оценивание!" (к этому времени набралось уже более сотни неоцененных сонетов).
      
      Одна из постоянно всплывающих в КЖП насущных проблем Сонетника - "перебарщивание": темы и рифмы избивают до потери сознания (8.01). Вслед за пресловутым Николаем Иванычем, который успел обрыднуть еще в декабре, появляются постоянные персонажи сонетов Пихто и Пятаков, порожденные все тем же неистощимым ПППвППП. На раздраженные реплики Не Пушкина о "романе Пихто с Пятаковым" ППП отвечает обещанием больше не писать о них и о Сапрыкине заодно (13.01), но уже через пару дней Ч.П. сожалеет об их уходе - "пусть бы понемногу". *Фраер* предлагает вообще завязать с именами собственными в сонетах, упоминая Пихто и Василия Ивановича (23.01). "Кто привел Вуглускра??? Браво! Я теперь про него буду писать (пока опять кому-нибудь не надоест)" - говорит ППП (25.01). " Я привел", - краснея, сознается М. Тут же из сонета в сонет начинает кочевать "дядя самых честных правил". "Уберите фамильярного дядю и надоевший бодун!" (А.Б.-П., 15.02). "Похерим дядю, тетю и других родственников самых честных правил!" - призывает ЖЖ (так стала подписываться жалобная женщина Лиля). - "Не могу больше - задыхаюсь" (19.02). "Перебарщиваем с гусарской тематикой. Как бородинская строфа - так сразу о гусарах" (И.Р. 16.02). Много пошло сонетов о сонетах (26.01). А Адмирал Б.-П. объявляет борьбу с пьянством в сонетах (20.02) под девизом "Не пей виртуально - живи нормально".

      
      А ЖЖ хотела бы написать женский сонет, в котором участвовали бы только женщины (24.01). В ответ Квебек предлагает учредить сонеты, написанные только пенсионерами, адмиралами, котами, женщинами, франкоговорящими канадцами и т.п... "Для прекрасных дам могу отвести один сонет целиком. Но не могу обеспечить, чтобы его не писали непрекрасные", - говорит Начальник.

      
      Не Пушкин предлагает странноватую идею - писать сонет одновременно с начала и с конца, стыковать в середине (10.01). Придумка не встретила понимания, как и другая его идея - организовать банк первых строчек сонетов, подобно банку рифм в Буриме, чтобы они потом выдавались случайным образом (17.02).
      А.Б. подает идею урезания неудачных строк сонета (16.01). Начальник конкретизирует: необходимо три голоса, урезание производить по минимуму оставленных строк, т.е. по сильнейшему варианту. Но вскоре перешли к более справедливому выбору урезания - по среднему варианту (12.02). Хотя Адмиралу не нравится сам термин "урезать" (19.01), но он так и прижился.
      Начальник окончательно расправился с препинаками в конце строки: теперь знаки до "%" остаются в предыдущей строке, а все, что после - в новой; иначе с кавычками не разделаться (18.01).
      "Очень забавные и остроумные есть записи в историях сонетов. Может, их сохранять?" - предлагает ЖЖ. "Диск лопнет", - возражает Начальник. Черновики надо сжигать, в эфемерности есть своя прелесть.
      "Пора сонеты по темам классифицировать" - говорит ЖЖ, предлагая свой список тем (29.01). "Хорошая классификация!" - поддерживает ее А.Б., предлагая ввести кнопочку "к какой категории Вы бы отнесли сонет?" Другие сонетчики также одобряют эту идею, пополняя классификатор своими темами: гастрономический! басня! винно-водочный! Последняя категория вызывает возражение Начальника: винно-водочный относится либо к бытовому, либо к фольклорно-народному жанру.
      Еще в январе довольно много теоретизируют по основам стихосложения: разбираются в дактилях и амфибрахиях, выясняют, что такое дактилические и гипердактилические окончания, вспоминают примеры из классиков... Коллективное творчество требует взаимопонимания, в том числе и в теории стихосложения.

      
      29 января разнеслась печальная весть о смерти Иосифа Бродского. Предлагалось посвятить ему сонет (Ч.П.), И.Р. поддержал эту идею, но ни у кого не поднялась рука такой сонет начать. "И слава Богу. Молчание - высшая форма аплодисментов" (И.Р. 1.02).

      
      СНОХА с помощью ППП догадывается: можно открыть сонет на любую букву! (4.02). Тут же открыт сонет К - первый "неканонический" сонет. Но и не только на букву, продолжает их Не Пушкин, так что потенциальных сонетов не 26, а "несколько зилионов". И вот уже И.Р. приглашает в сонет Inkn -про Иннокентия (8.02), а некий абсурдист-пацифист открывает сонет bred, куда "нормальным и прочим плоскомыслящим вход воспрещен" (16.02).

      
      Обсуждается проблема неприкосновенности первой строки сонета. Начальник сделал так, что в нее можно вносить лишь незначительные изменения - до 5 букв (1.02).
      Т.И. выступает против необдуманных замен строк, предлагая провести "день без выстрела". "Будем терпимей" (7.02).

      
      Возникает вопрос: неужели же в Сети нет подобных удовольствий на английском языке?
      Всезнающий ПППвППП вспоминает, что из подобных игр видел только английскую игру "Секретарь", которой англичане развлекались еще в XIX веке, но она совсем не интерактивная - просто сочинение стихов, содержащих заданные слова (видимо, аналог нынешнего ОктОпуса). И вообще, "англичане разучились рифмовать" (17.01, 26.01).

      
      Назревает желание перейти на кириллицу (КОИ-8). Но с этим связаны некоторые проблемы. Как быть с банком рифм, созданном на латинице? Как быть со всем тем, что уже написано латиницей? Люди предлагают свои услуги по переводу рифм на кириллицу - вручную. А рифм - незабракованных - уже 4000.

      
       
       
       
       
       
       

Действующие лица
      
 
      ...Когда-нибудь укоренится взгляд, что писать стихи в одиночку - все равно, что пить одному. Помяните мое слово!
 

Юрий Ценсор (27.04)


      С самого зарождения Сонетника в нем очень активны ПППвППП, он же М.И. Мухин
; Адмирал Б.-П.; конечно же, М; Сноха (она подписывается латиницей "CHOXA XA-XA", и в нынешней КЖП превратилась в Чоху); ЖЖ Лиля, к сожалению, исчезнувшая с марта; А.С., он же Не Пушкин, а иногда просто Не; И.Р. - как он себя характеризовал, израильский биолог весом 100 кг; Ч.П., он же Паниковский; *фраер*, который стал подписываться просто *ф*; Т.И. - тетя Ира; А.Б.; .....
      А вот Санитары - ушли, о чем объявили заранее, "...повинуясь объективной необходимости мирового процесса" (1.02).

      
      Появляются и новые имена. Некоторые из них хорошо знакомы нашим современникам.

      
      В середине февраля в КЖП впервые упоминается подполковник Птичкин. Упоминается, надо признать, нелестно: некий Полик недоумевает по поводу его комментариев (по-видимому, к буриме). Что ж, стиль п/пка может показаться поначалу странным, особенно лицам, в армии не служившим и устав караульной службы не штудировавшим. Со временем его начинают понимать: "...подполковника не обижай! Он хороший, п/пк! П/пк - голова!" (А.Б., 13.04).
      А вот и сам п/пк впервые выходит на сцену КЖП со словами: "Совсем Ценсор офуел, на безразмерный стих перешел" (2.04)
      Предлагает: "Надо оценку 6 - "усраться, как хорошо" - для №
488" (16.05).
      Знакомится с дамой (это Т.Т.): "Кто вы такой?" - "Я не кто, а подполковник Птичкин. П/пк для краткости" (17.07).
      Шутит (в ответ на вопрос Ценсора "А в варьете балерины есть?"): "Балерины в варьете есть, но любят их там не за фуете. Хаа-ха-аха! - П/пк, довольный своим казарменным юмором" (9.12).

      
      Вдруг появился второй А.Б. - первый тут же "звонит в колокола" (14.03). Да, оказывается, "второй" - Саша Бурштейн, известный еще с первой сотни буриме - просто подписался своими инициалами, которые у него совпали с "первым"; больше он так не подписывается, зато появился Прописал Доктор. Потом он сознается: "второй А.Б. - это я" (28.03).

      
      В марте возник Юрий
Ценсор - плодовитый автор буриме, соавтор сонетов и активнейший персонаж КЖП. Едва явившись, он выступает с предложением о возможности выводить в Кондуит сразу много стихов (9.03). Вскоре получает похвалу бывалого Ерша за буриме 2496 (11.03). А через пару дней раздается вопль Ч.П.: "Резня в Сонетнике! Режут хорошее, получается хуже!" (13.03). Похоже, вопль этот вызван именно деятельностью Ценсора, которого с этих пор будут неоднократно попрекать невиданной "резучестью". Неспроста же он взял себе такое имя. "С таким псевдонимчиком даже беседовать не тянет" - говорит сразу его невзлюбившая Сноха (23.03). *Фраер* замечает: "Обидно, когда Ценсор со товарищи обрезает почти готовый сонет из-за шероховатости в начале" (22.03). ПППвППП с неудовольствием отмечает "сонеты, висящие по неделе, обрезаемые по 10 раз. Это же игра, шедевра мы не создадим" (3.04). (Современному сонетчику странновато читать такую реплику: для нынешнего сонета неделя - не срок, десять обрезаний - не редкость, а "висящим" его называют только тогда, когда к нему долго никто не прикасается). ППП получает поддержку Снохи, которая и позже повторяет: "Пора поукоротить руки резаков наших ударных" (17.04). ПППвППП: "Цензура необходима, но мало кого радует, когда Ценсор стремится написать ВСЕ" (27.05).
      Тетя Ира - о том же: "А вы все так и терпите Ценсора? Ценсор: уж больно Вы иногда зануден" (7.06). "Что зануден - знаю. Что терпят - сам удивляюсь," - отзывается невозмутимый Ценсор. "Ценсора терпим исключительно за его талант", - отвечает ПППвППП, восхищаясь его буриме. Ценсор тронут.
      Т.Т. сначала хвалит стихи "душки Ценсора плодовитого" (29.05), но позже проняло и ее: "Господин Ценсор, не надоело ли Вам душить прекрасные и не столь прекрасные порывы?.. Может, сами с собой начнете играть?" (2.07). М. неоднократно просит его объяснить необоснованные урезы и замены. Ценсор же реагирует на все эти наезды с олимпийским спокойствием.
      10 апреля в КЖП появляется серия из 14 анонимных
эпиграмм. Хорошие эпиграммы, заслуживают прочтения. И многим из их героев тоже нравятся. Несколько дней спустя автор эпиграмм открывается - это Ценсор. Именно с его легкой руки, после эпиграммы "Ты был А.Б., но быть им перестал. Теперь ты - добрый Доктор Прописал", Прописал Доктор начинает именовать себя "Добрый Доктор Прописал", или Д.Д.П., как он подписывается и поныне.
      В марте появились в КЖП очень активные персонажи с интересными подписями Юный Дев и 7 гол.муж. Как-то Юный Дев объяснил Доктору Прописалу, интересующемуся, кто такие Иннокентий и Полтораки: "Иннокентий, Полтораки, Черный Ворон, Юная Дева, 7 голодных мужчин и др. - герои "Иннокентиады" Б. Гребенщикова." (20.03). Позже откроется, что Юный Дев - тот же И.Р. (Илья Ратнер, 9.04). А вот кто такие 7 гол.муж. - пока загадка.

      
      8 марта И.Р. поздравляет "соавторш и соавториц" с праздником: "С тех пор, как вы расселились по миру, этот праздник воистину стал международным!"

      
      Еще в КЖП временами довольно активен некто, подписывающийся цифрой
0. А в конце апреля в Сонетнике появился новичок - Диман, математик (так он представился: "Я не поэт, я математик").
      
       
       
       
       
       

В зените
      
Давно мы переплюнули Шекспира,
Петрарку многократно превзошли...
Сонет 258


      Оставив за несколько месяцев далеко позади по количеству сочиненных сонетов Шекспира и Петрарку вместе взятых, сонетчики продолжают выдавать стихотворную продукцию и заботиться об улучшении ее качества.

      
      Идет перманентная борьба абсурдистов с осмыслистами. *Фраер* - неизменный лидер "осмыслизма" - неоднократно выступает с предложениями ввести возможность комментариев к своей строке, дающих возможность автору высказать пожелания о продолжении строчки, дабы стих не скатывался в абсурд (16.02). Но здесь позиция Начальника тверда: этого делать не следует. "Часто люди продолжают лучше
, чем ты сам думал". Месяца три спустя *ф* повторяет предложения о расширении возможностей комментариев в сонетах: ввести комментарии, когда 1) оцениваешь сонет, 2) пишешь новую строку, 3) просто хочешь подсказать следующий ход. Начальник по-прежнему принципиально против: если хочешь, чтобы было все по-твоему, пиши сам. Если не поняли твою строку, значит, плохо написал. Не убивайте строк, ведущих "не туда" (30.05).
      Однако, *ф* то и дело возвращается к этой теме. "Засилие бессмыслицы в сонетах не дает возможности творить." (26.07). Предлагается разделить сонеты на два отдельных списка: "абсурдистские" и "осмыслистские", и "пусть будет оговорено, что в "осмыслистские" сонеты абсурдных строчек не вставлять!" Причем для "осмыслистских" предлагаются более либеральные правила вставки строк и урезания.
      В ответ на это 0 (нуль), пародируя *фраера*, говорит (27.07), что ему вот тоже мешают плохие строчки, предлагает отделить хорошие сонеты от плохих и в хорошие сонеты плохих строчек не вставлять. А для хороших отменить ограничения - пиши сколько хочешь и урезай как хочешь.
      Ценсор согласен, что надо поубавить абсурдизма, но еще важнее бороться с ляпсусами и халтурой (27.07).
      *Фраеру* не по душе также всяческая конкретизация: "за окном - река" для него звучит приятнее, чем "за окном - Ока". А для Ценсора - наоборот: "Я против подвешивания сонетов в пустоте", "Без деталей сонет пресен, как трава" (13.11). Для *фраера* он придумал труднопроизносимый термин "антиконкретизационист".

      
      Другая долго обсуждаемая проблема - утверждение готовых сонетов. Поначалу оно делалось единолично, причем без всякой фиксации имени утверждающего, и было замечено, что это приводит к появлению на складе некачественных сонетов, поспешно утвержденных теми, кому не терпелось начать новый сонет. "Три одобрения" предлагает ПППвППП еще 2 января. Т.И. его поддерживает: "Хорошо бы утверждать не единолично, а на троих" (20.02). Начальник не согласен: главное, говорит, не писать плохих строчек. А.С. (6.03): "Наболело. Утверждать 2 голосами. При голосах за урезание - соответственно больше". Тут Начальник отвечает "попробую сделать. Кто утверждал 299 - признавайтесь". Ага, достало и Начальника. Адмирал Б.-П. (13.03) - тоже за утверждение втроем, причем предлагает хитрые схемы из соавторов сонета и "народных
заседателей" - не соавторов, чьи утверждающие голоса предлагает оценивать ниже. Наконец, Начальник сделал утверждение большинством в два голоса (14.03).
      *Фраер* предлагает утверждать все-таки тремя голосами (13.04). "Это уже перебор", - отвечает Начальник.
      
      Слабое место - финал сонета. ППП еще в начале января предложил разрешить писать 13-ю и 14-ю строчки одному человеку. Т.е. 14-ю писать без всяких ограничений. Начальник сделал. Помогло, однако, не сильно. Наконец, *фраеру* приходит в голову замечательная мысль: надо отменить правило, что автор 13-й строки может писать и 14-ю. Вместо этого разрешить ему ПРАВИТЬ 14-ю (9.04). Т.И. - "горячо за!", Чоха - "Чертовски разумная поправка!"

      
      Начальник обратил внимание еще на одну проблему. По правилам урезать сонет могут только его соавторы, в том числе и тот, кто сочинил только последнюю его строчку. Справедливо ли это? А если он специально примазался к авторам, чтобы урезать? Может, лишить его этого права? (15.03). Это явление получит в будущем название "примаз-урез", и проблема эта послужит причиной неоднократных споров, но - в будущем. А сейчас она еще не созрела, и предложение Начальника никто не поддержал. Адмирал вяло возразил, что может же человек написать строчку, а потом передумать. На том и замяли.

      
      Ценсор предлагает ввести экспериментально новые схемы рифмовки (3.06):
      "лимерики" -
AABBA CCDDC EEDE,
      "шестерни" -
AABAAB CCDCCD EE,
      "рубаи" - AABA CCBC DDED EE
      "Угу, - говорит ПППвППП, - и еще
AAAAAAAAAAAAAA".
      Ввели, в том числе и последнюю схему, получившую название "монорим". Правда, помучавшись с моноримом один раз, попросили Начальника его убрать подальше.
      Д.Д.П. предлагает убрать окончание сонета типа
CDE EDC, заменив его на CDE CDE (27.06). Он же предлагает целый ряд схем с двумя рифмами: "двурим" AAAAAAA BBBBBBB; бородинскую строфу вида AABAAAB AABAAAB; терцетные окончания типа AAB AAB, AAB ABB, ABA BAB, AAA BBB в итало-французских сонетах (30.06). Эти предложения, видимо, не были приняты.
      
      К 10 "каноническим" сонетам на страничке "Сонеты в работе" добавилось две баллады:
28-строчная ballad8 и 35-строчная ballad10. Недавно вернувшийся Наиве хотел бы видеть там же и сонет "Inkn". "Ох, Наиве, не открывал бы ты ящик Пандоры" - урезонивает его Адм.Б.-П.. "Иннокентиада" сочиняется по своей особой схеме 4-стопным анапестом, и ее энтузиасты вовсе не хотят выставлять ее на всеобщее обозрение и открывать всеобщий доступ. Вслед за ней начали сочинять "Ворониаду" с главным героем Черным Вороном. А вот другого ее героя - "птичий эквивалент Полтораки в иннокентиаде" - подбирают всем миром. Предлагаются Глупый Пингвин, Белый Лебедь, Буревестник, Пересмешник... Энтузиаст Иннокентиады 7 гол.муж. вкладывает в нее глубокие идеи, анализирует содержание (25.06) ...
      
       
       
       
       

Катаклизмы

Два переезда равны одному пожару.
Народная мудрость.


      96-й год отмечен многочисленными переселениями. Буримисты и сонетчики шумною толпой по разным серверам кочуют.
      Первое произошло в конце февраля: 21 - 27 -го ничего не работало, а 28-го наконец-то раздался возглас И.Р.: "Соавторы! С новосельем!"
      В начале мая - опять новоселье: с
camelot.mssm.edu перебрались на pobox.com/~centrolit (сссс.com/~centrolit). Т.е., получили вход через "Центральную Заглавную Страницу Русской Сетевой Поэзии" - Центролит, оборудуемый Лешей Храбровым. При этом А. Храбров объявил, что теперь он как бы новый начальник, будет ведать делами Буриме и Сонетника, а прежнему Начальнику предлагается присвоить титул Родоначальника (8.05). Он даже стал подписываться одной буквой А., как подобает начальнику. Pobox требует $15 в год, и А. предлагает символически скинуться. На этот призыв откликнулись: "Центролит принял весомый вклад тов. наиве и редчайший эстонский шекель - милостью тов. Мухина! Валюта сия - мягкая, с суровыми северными рожами и немыслимыми словесами со всех сторон". Потом сделали свои вклады еще трое - Сноха, 7 гол.муж и Паниковский. Были присланы 2-долларовая купюра, 25 р. СССР и российская купюра 5000 р. (14.07).
      
      В конце июня Начальник-Родоначальник отбыл в отпуск на полмесяца. Без него начались неполадки со складом сонетов: свежеиспеченные сонеты получают один и тот же номер 590, затирая друг друга (8.07). Кроме того, И.Р. и Т.Т. жалуются - их не пускают в Сонетник: "
server error". Адмиралтейство ничего не смогло поделать, кроме отключения Сонетника до приезда Начальника. К тому же, Адмирал меняет свою морскую работу на "еще более морскую академию", в связи с чем "поддержание Буриме и Сонетника переходит обратно к Родоначальнику, ибо Адмиралтейство целиком занято планированием будущих морских и десантных операций". Тут и Начальник вернулся из отпуска, и все снова заработало, как надо. А *фраер* и Ценсор восстанавливают по памяти пропавшие сонеты и балладу.
      
      И снова предстоит переезд: "Центролиту нужен дом!" Из теперешнего дома придется выселяться в конце июля. Адмирал объявил конкурс (9.07). И вот сообщение: Колпаков и Уманцев предлагают влиться в их виртуальный архипелаг, по соседству с гусарским клубом (2
5.07). "Только чтоб не все сонеты про Ржевского", - говорит Т.Т. Ценсор признается, что симпатий к гусарам не питает - выражаются нецензурно. Зато выясняется, что *фраер* и И.Р. - "скрытые гусары".
      Появился и сам Валера Колпаков с разъяснениями (26.07). В Гусарском клубе, говорит он, давно уже развились негусарские течения. И вот создается виртуальный архипелаг "Кулички", на котором будут собраны русскоязычные развлечения. Покупается виртуальный сервер
www.kulichki.com, идут переговоры о покупке физического сервера на 2 Гб, что решит проблемы на годы. Автономия Буриме и Сонетника будет абсолютной.
      И вот Адмирал объявил: "Центролит входит в Архипелаг! Давайте все вместе его обустраивать!" (26.07).

      
      При переезде пропала свежесочиненная баллада, но, благодаря Ценсору, она полностью восстановлена.
      Вскоре молодой архипелаг сотрясает катастрофа, в результате которой погибла КЖП за месяц - с 2.08 по 2.09 включительно и два сонета.
      Зато появились эмблемы Буриме и Сонетника на титульной странице Центролита. Эмблемы хороши.
      Но и это еще не все. 24 сентября Кулички переезжают снова! Видимо, на упоминавшийся новый физический сервер. И в середине октября опять выпадают три дня: "Куличкинский сервер под медным тазом" (14.10).
      И при каждом переезде неизбежно возникают неурядицы: что-то не открывается, что-то не оценивается, что-то бесследно исчезает. Меняются адреса, нарушается привычный ритм жизнедеятельности. Все это не могло не сказаться отрицательно на жизни нашего мира.

      
      Все виртуальные переезды этого года увенчиваются реальным переездом Начальника в солнечную Калифорнию (4.12).

      
       
       
       
       

Кризис жанра?
Я хочу разбить компьютер молотком
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
И сажусь опять за ним писать сонеты.
Сонет 71


      В июле Ценсор опубликовал статистику по первым 600 сонетам, из которой он сделал вывод: Золотой век Сонетника прошел, начался упадок (26.07).
      "Статистика печальна, - говорит Т.Т. - Еще более печально то, что с расцветом Сонетника завяло Буриме." В связи с этим у нее идея: "не устроить ли испытательный срок для новых посетителей? Т.е. не пускать всякую сволочь".
      Но в этом ли дело? Особых проблем с новичками вроде и не было. Кроме, разве что, одной. Дело было так.

      
      19 июня *фраер* заметил: кто-то хакерит в Сонетнике, заходя с двух серверов с ужасающей быстротой! На следующий день он повторяет сигнал тревоги: последние три сонета (562-564) - результат хакерства! Надо принять меры! Начальник их принял незамедлительно, ужесточив идентификацию сонетчика - по субдомену. "Автора бы послушать". "Без доброй воли не обойтись, но где ее взять?"- сокрушается *фраер*. -"Вулисовщина, похоже, началась".
      (Заметим тут, что еще с темных доисторических времен, обозначаемых иногда буквами "
SCS", остались смутные предания о недобрых демонах Вулисе и Вижнюке, которых старожилы порой упоминают с содроганием).
      "Меры не помогли", - продолжает *ф*, -"и я воздерживаюсь от участия в Сонетнике." "Сдается нам, что некоторые Ценсоры уже писали в одиночку," - ядовито замечает Сноха.
      Но тут же появился некий аноним с покаянием: "Я больше не буду. Сегодня же перестану."
      И перестал. На том единственный конфликт этого года и был исчерпан.

      
      А что до увядания буриме, то такое мнение высказывается время от времени. "Будучи пенсионером, спрашиваю без обиняков, как ведется у быков: почему никто о буриме не вспоминает?" - это ПППвППП (23.03). "Жаль, что пора Буриме закончилась. Ушли Ерш, Раффи, ПППвППП, Т.Т., Т.И. ... и закончилось. Жаль." - это аноним (23.04). "Это кто такой унылый - "жаль"? Все тут, и все тут будут" - отвечает Адмирал. Да, слухи о смерти Буриме несколько преувеличены. Живет оно, и сочиняются стихи, хотя не с той интенсивностью, как в прошлом году. И появляются иногда, хотя и редко, восхищенные отзывы о том или ином стихе: "Буриме
2497 - лучшее, что я в жизни читал. Низко кланяюсь" (Раффи, 11.03). И новые авторы появляются - Начальник приветствует Михаила Ройтмана - "крутой мужик, открыватель сурового стиля (3350 особенно хорош)" и Тату - "женщина, и этим сказано если не все, то многое (3362)" (18.10).
      
      И тем не менее, некие признаки застоя, появившиеся сначала в Буриме, распространились со временем и на Сонетник.
      Народ пытается разнообразить жизнь, придумывая что-то новое. Вот некто к.о. приглашает читателей в установленную им стенгазету "Красная Оглобля" (9.09). Читают, одобряют. Т.Т. : "прочла Оглоблю с удовольствием". П/пк: "Оглобля ничего, выдержана. А вот что про устав караульной службы в ней ничего не написано, это жалко".

      
      11 сентября Начальник приглашает тестировать бета-версию новой игры - Блимной, а 15.09 И.Р. объявил об открытии Блимной. Там сочиняют лимерики, причем принцип несколько иной, чем в Сонетнике: реализовано когда-то прозвучавшее предложение Не Пушкина о создании банка первых строк сонетов, которые потом случайно выдаются для дальнейшего сочинения. Только здесь, кроме первой, выдается еще третья (или четвертая) строка будущего лимерика.
      
      *Фраер* после трехдневного отсутствия ругается: ни одного сонета за это время не прибавилось! Двоечники! (19.09) "Все ушли писать блимчики" - отвечает ему Ценсор. А тетя Ира философски рассматривает цепочку Чепуха - Буриме - Сонетник - Блимная: угасание интереса - изобретение нового - переключение одних, тихие стоны других "зачем
старое забросили?" "Против исторической закономерности не попрешь, брат Фраер".
      
      "Нельзя ли за давностью лет взять и по простому открыть все подписи в буриме?" - спрашивает Начальника Т.И. (17.09).- "Или с этим могут быть сложности техническо-морального порядка?"
      "Ну отчего же... Можно, если авторы не возражают", - отвечает Начальник.
      "Ведь зачем-то же ставилась эта невидимая подпись..."
      "Меня этот вопрос самого мучит. Зачем люди ставят подпись, которую не видно?"
      "Для истории", - вносит ясность п/пк.
      "Можно, конечно, и открыть подписи, только стыдно грехов молодости", - включается в разговор Т.Т.
      "Грехи молодости не хочется показывать сразу, как-то оно вечно комплексуется поначалу и не хочется, чтоб на это смотрели как на твое произведение, объективности, что ли, хочется..." - говорит Т.И. - "А потом, когда уже все улеглось/устаканилось на архивной полке и уже всем по фигу, почему б и не открыть? Опять же интересно, кто еще чего понаписал, насколько вариабельны произведения одного автора..."
      В общем, Начальник не стал с этим торопиться, а подождал месяц. Возражений против открытия подписей не поступило. Взял и открыл все подписи первой тысячи буриме. "Если кто из авторов возражает, сообщите мне, я вас обратно закрою" (18.10).
      Т.И. бросилась смотреть подписи с большим интересом. "А второй тысячи?" Т.Т. позже тоже предлагает: "Не открыть ли уж все подписи к буриме? Чего уж там." (4.11)
      Но эти предложения пока остались безответными.

      
      2 октября И.Р. выступает в КЖП с сообщением, озаглавленным "
КРИЗИС ЖАНРА?": в Сонетнике кризис, сонеты утверждаются раз в неделю, все висит, новые строчки не пишутся. Надо что-то делать! Предлагается: закрыть Сонетник, издать лучшие сонеты отдельным файлом и придумать новую литературную игру. Например, типа упоминавшегося раньше английского "Секретаря". Или "антибуриме" - задаются первые слова строк. Или что-нибудь еще. Главное, из кризиса выйти.
      Мудрый Начальник успокаивает: бывают взлеты и падения, ничего страшного. Новые игры - это хорошо, но сейчас недосуг.
      Ценсор: спокойнее, ничего не надо уничтожать. А в случае публикации - кому должно принадлежать авторское право на сонеты? Начальнику? Кому слоников раздавать, если что? ("А на фига оно нужно, авторское право?" - спрашивает Т.И. в легком недоумении).
      "Разложение, либерализьм. Лучшее опубликовать, сонеты оставить, слоников - на ... Вольно, разойдись", - это, конечно, п/пк.

      
      На следующий день Ценсор публикует "ностальгическую ремарку" - "
Эпоха упадка Сонетника", где предлагает свою периодизацию истории Сонетника:
      
      1. Ранний Сонетник: сонеты
1 - 180. Сонет 180 ("За что не люблю я китайцев") знаменует конец раннего периода.
      2. Расцвет Сонетника: сонеты 181
- 631. Особо отмечается 190 ("На шершавой, побитой дождями стене небоскреба") - программное заявление нашего коллективного автора. Завершается "как водится, ранним абортом" (цитата из 631).
      3. Эпоха упадка Сонетника: 632 - ...

      
      Мы подысписались уже на 6-й сотне, говорит Ценсор, а сейчас приплыли, стоим на приколе.
      "Рано, господин Ценсор, поете панихиду" - возражает *фраер*. - "Я думаю, сбои объясняются частыми переездами. Сейчас положение стабилизируется, и все пойдет, как по маслу."

      
      Начали сочинять роман в стихах ("ПОМАХ Б ЦТУХАХ") об академике-депутате Ментешашвили - он начался в КЖП, затем "ценсорскою милостью" открылся отдельным сайтом (8.10), а через пару дней Ценсор возвещает, что роман "покинул затянутую ряской и отдельными недорезанными кувшинками гавань транслита и устремился по бурным волнам КОИ-8." В нашем же мире до перехода на кириллицу, оживленно обсуждавшегося в начале года, пока так и не дошло.

      
      Квебек открыл страничку любимых буриме и сонетов, М. и Т.Т. его радостно приветствуют. 7 гол.муж. тоже свою страничку открыли.

      
      16 октября в КЖП появилось четверостишие - из путевых заметок Адм. Б.-П.:

Всех раввинов уже повстречали, Лишь последний, нечетный раввин В одиночку стоит на причале, С сундуком, совершенно один...
("Это в портовом городе был съезд раввинов", - поясняет Адмирал). Тему подхватил М:
Он стоит средь бескрайних равнин Пейсы вьются, как кол на мочале Он нечетен, как семь половин, Что восьмую найти и не чают.
Дальше продолжают И.Р., ПППвППП, Ч.П... Основная тема странствующего по морям раввина разрастается, ветвится, обрастает другими персонажами. 22 октября Ценсор публикует в КЖП "поучительную басню" об Иване, Петре и топоре. Вслед за ним М. сочиняет свою басню - "Синтез и апофеоз", в которой тема Ивана и Петра сплетается с темой раввина. Соавторы увлеченно продолжают разрастающееся повествование, куда все вливаются новые персонажи - от осьминога до Жан-Жака включительно. Ч.П. предлагает организовать новый роман в стихах, а А.Б.-П. хотел бы вообще завести страничку для выбранных мест из переписки с друзьями, сиречь из КЖП.
      Предлагается назвать новое сочинение Раввиниадой (Ч.П., 4.11), но А. Б.-П. находит более удачное название "Раввиниссея" (5.11). И вскоре Начальник сделал для нее окно с 4 форточками, позволяющее сочинять четыре параллельных цепочки текстов, связывая их многочисленными взаимными ссылками. Ч.П. его благодарит и отлаживает форточки.

      
      А вот и сам Начальник скромно ("братцы, извините, ежли не вовремя") сообщает, что он завел один новый проектик - "Пожалуйте на
Jabberwoсky" (5.11). Там собираются варианты вольных переводов знаменитого стихотворения Льюиса Кэролла.
      
      Юный Дев, как бы подводя черту под Иннокентиадой, опубликовал в КЖП (18.11) замечательную
эпитафию Иннокентию. А 22 декабря появилось сообщение "от Советского Информбюро" о геройской гибели в волнах Южной Атлантики линкора "Былоделовск" под командой адмирала флота Безовсяких-Правилова со всем экипажем... (К счастью, мы знаем, что адмирал остался жив.)
      
      ...Год заканчивается спокойно, небурно. Должен признать, описывая прошлый год, поторопился я, предсказав, что в следующем году центр тяжести местных интересов переместится из Сонетника обратно в Буриме. Не произошло этого пока.
      Азарт, с которым год назад все набросились на Сонетник, естественно, угас - он просто не мог долго держаться на таком высоком накале. Мне кажется, что, может быть, главная причина "кризиса жанра" именно в этом - в неумеренно-жадном изначальном азарте. Как пел незабвенный Высоцкий, "я на десять тыщ рванул, как на пятьсот - и спекся..." Собственно, кризис-то и состоит в снижении темпа и интереса до умеренных размеров, только и всего. А темп, надо сказать, снизился очень заметно. Если проследить за упоминаемыми в КЖП номерами свежих сонетов, то видно, что такой перелом произошел как раз в середине года. Так вот, за первое полугодие сочинено примерно 530 сонетов, за второе - всего около 100. Но и возврата интереса к Буриме не состоялось - вместо этого дерево Буриме-Сонетника дало многочисленные боковые побеги: Блимная, Роман в стихах, Раввиниссея,
Jabberwocky...
      Но живы-здоровы и главные ветви - Буриме и Сонетник. Жив мир Буриме.

      
      30 декабря М. сообщает: "Братцы, в номере 3
Zhurnal.ru напечатана моя статья про нас."
      "Хорошая статья. Прочитав ее, я еще раз пожалел о том, что поздно присоединился к тусовке," - отзывается И.Р.
      Ерш, заглянувший сюда, чтобы поздравить всех буримейстеров и сочувствующих с Новым годом, высказывает благодарность Начальнику: "Лично для меня Буриме в свое время оказалось гораздо больше, нежели просто развлечением, и я тебе очень признателен."

      
      И еще в последний день 96-го года в КЖП скромно появляется новый персонаж - Парамон Далекий: "Поздравляю всех с Новым годом! Желаю успехов и счастья всем буримейстерам доброй воли! Случайно попал на ваши страницы и награфоманил несколько буриме. Будьте к ним снисходительны, пожалуйста." Да, это тот самый Парамон, чьим именем в 2000 году названо Парамоновское движение, присуждающее специальную премию - Лиловую Парамонию - наиболее популярным буриме.

      
      Может быть, Парамон - вестник грядущих перемен? Посмотрим...

      
       

Октябрь 2001