ИСТОРИЯ МИРА БУРИМЕ



Год 97-й



Все, что пишется в КЖП, зачем-то сохраняется для поколений.

М (14.04.97)




Приметы возрождения


С самого начала года заметен поворот: возрождение интереса к буриме. Разговоры о буриме наконец-то начинают занимать в КЖП превалирующее положение. То и дело появляются отзывы о новых хороших стихах. "Браво авторам 3589 ("Нет, весь я не умру") и 3546 (про неба простую бирюзу)" - М. (5.01). Новые веяния производят впечатление и на других признанных мастеров буримизма. "А 3546 действительно... аж дух захватывает.... вот оно... вот так вот почитаешь-почитаешь и уже не осмелишься никогда вновь подойти к станку... разве что ветошью прикинувшись, без подписи :-)))))" - это Т.И. (8.01). Вскоре, однако, и скромная Т.И. удостаивается похвалы М ("высокий класс! Я же говорю - мастер :)") за 3625 ("провода, как проводы") (11.01).


19.01 Ч.П. оформил, наконец, «Раввиниссею» - гипертекст нового типа. Дотошный Цензор прошелся по всем ее «форточкам» и 21.01 опубликовал подробные результаты бета-тестирования со своими замечаниями и предложениями дополнить текст наружными ссылками.

Скромный Парамон Далекий, возникший в самом конце прошлого года, в этом году появился в КЖП лишь однажды с вопросом «А что вы думаете по поводу конкурса одностиший?», на что М. ответил, что такой конкурс, помнится, был у И.Р. в «Лимерике». Видимо, в дальнейшем Парамон изменил псевдоним.


"Пошла новая волна буриме", - отмечает М, выделяя особо № 3689 (20.01). "Не могу не отметить притока новых хороших буриме. Читайте, завидуйте." - М. (27.01).

Похоже, что это оживление связано с приходом в этот мир новых людей. Чуть позже, в конце января - начале февраля, на страницах КЖП почти одновременно возникают три новых славных имени: Лопушняк, Юстас и Опов.


Лопушняк - Лопусь - Лопух

Лопушняк появляется 30 января с несколькими вопросами-жалобами, типичными для новичков; первый, самый типичный - «как люди умудряются писать буриме больше, чем в пять строк?», а под конец отмечает: «Вот я тут все жалуюсь, а вообще это классное место, просто балдею». Начальник рад познакомиться, Лопушняк тоже ("А живу я в Израиле, заезжай!"). Особое спасибо Лопушняк адресует Цензору, "который меня ценит, судя по его оценкам и примечаниям." "Да, хорошо пишете, г-н Лопушняк. Одобрямс," - отзывается Цензор.

Позже Лопушняк вносит предложение добавить линк для оценки буриме из кондуита. Но тут Начальник, как всегда, непреклонен: подписи и чужие мнения не должны влиять на оценку (13.02).

В дальнейшем Лопушняк завоевывает общие симпатии своей доброжелательной активностью и своими интересными буриме. Но вот в мае Великий дядя Раффи, вернувшись после очередной длительной отлучки, обнаружил под своими признанными шедеврами № 1625 («Пустыня Негев») и № 1561 («Зоопарк») нули, подписанные Лопушняком, с комментариями, что это вообще не буриме, поскольку они выходят за пределы положенных четырех строк. По этому поводу Раффи вступает в полемику с «m-me Лопушняк», как он ее именует, раскусив по каким-то признакам, что он имеет дело с особой женского пола. Лопушняк признает правильность его догадки, и с этих пор сокращает свою подпись до «Лопусь», как, впрочем, он иногда подписывался и раньше. Раффи в полемике подчеркнуто вежлив и корректен, Лопусь задирист. Полемика - довольно длительная (3 - 6.05) и многословная - ведется вполне доброжелательно и заканчивается миром («мир, дружба, жвачка»), причем Лопусь для компенсации своих нулей выставляет несправедливо обиженным стихам кучу пятерок...

В этом диспуте принимают участие также Ерш, Т.Т., Т.И., ЧЕ. А п/пк реагирует на все это по-своему, но весьма выразительно:

"Ну до чего трогательная дискуссия у М-ме Лопушняк с реб Раффи - я аж усрался".


Опов

Первое появление Опова (4.02 12:24) тоже связано с жалобой, но столь же оригинальной, сколь оригинален сам Опов. Во-первых, она оформлена по всем правилам: "Главному Начальнику от Опова. ЖАЛОБА", и т.д. Во-вторых, предмет жалобы - то, на что никому не приходило в голову жаловаться: "Главный Буримеханик" не принимает у Опова рифм, разбавленных пробелами и знаками препинания: "Например, заданное 'ПОСТОЙ' я использую как 'нелеПО - С ТОЙ' - не нравится ему. Хотя правилами вроде бы не запрещено, как не запрещено 'КОМ' поменять на 'с ветерКОМ'"

Начальник отвечает: "Приклеивание рифмы к предыдущему слову изначально предусмотрено не было, но когда народ стал это делать, я решил не запрещать -- творчество. Но то, что ты пытаешься делать -- это уже слишком. Свобода свободой, но надо же и честь знать! (к тому же, разрешать такие штуки сложно технически). А вообще, привет тебе, привет. Рад познакомиться."

В ответ появляется "Самому Главному Начальнику. АНОНИМНЫЙ ДОНОС. (Копия в е-партком)", написанный в том же стиле, но еще более круто (7.02 7:48).

Когда Опов заходит в Сонетник, его и там посещают столь же радикальные идеи (18.02 04:33):

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

- Урезать сонет J (в дорогу пора) до 4-х строк

и утвердить его;

- Урезать сонет G (про имама) до 7 строк

и утвердить его.

Чего трепаться ?

Законопослушный Опов.


Позже (19.02 11:39) Опов настойчиво повторяет свое предложение, и вообще хотел бы ввести в Сонетнике возможность предлагать утверждение сонета после любой строки. «Зачем в угоду канону заставлять публику писать ненужные пустые слова?»


Юстас - Justas Junior - JJ

Если Лопушняк и Опов пришли сюда через Буриме, то Юстас, видимо, через Сонетник. Имя Юстаса впервые возникает 6.02: *фраер* ругает его за некорректные замечания к какому-то сонету. Возникает «скандальчик» (по выражению Юстаса), вполне, впрочем, пристойный. «Ваша ошибка, Юстас, что если вы чего-то не поняли, сразу бросаетесь крушить и резать». Юстас в ответ пространно аргументирует суть своих претензий к чужим строчкам и излагает свои взгляды на сонетотворчество. И вообще, «никто не без греха, и Ваша, *ф*, ошибка, думаю, в том, что если Вы чего-то не поняли, сразу бросаетесь публично ругаться. Не надо. Давайте лучше восклицать и друг другом восхищаться.»

Развивая предложение Опова (возможность утверждения сонета после любой строки), Юстас предлагает: а может, утверждать каждую строку перевесом в 3-4 голоса? «Скольких бездарных продолжений можно было бы избежать!» «Тогда в шахматы по переписке быстрее будет играть!» - отвечают коллеги. А п/пк реагирует в свойственной ему манере: «Пиши, как сказано. Инициатива наказуема. Тут вам не здесь. Молчать, когда вас спрашивают».

И вообще Юстас активнейшим образом участвует в сонетотворчестве, в подробных обсуждениях этого процесса, в дискуссиях, которые часто сам же и затевает.

Юстас, однако, и буриме сочиняет. И вот в апреле он решил посмотреть в Кондуите свои стихи и, вызвав их по имени, неожиданно для себя обнаружил другого автора с тем же именем, сочинившего в прошлом ряд стихов в интервале 1118 - 1242 и канувшего в неизвестность. Тем не менее, нынешний Юстас во избежание путаницы принял решение изменить свой псевдоним на «Justas Junior» (Юстас младший), имея в виду «старшинство» по времени прихода в этот мир. С тех пор мы и знаем его под этим именем (или узнаём по сокращению JJ).



Тем временем продолжается генерация идей и в Сонетнике, и в Буриме. 0 (ноль) предлагает запоминать дату создания сонета (9.02). «Сделаю со временем», - обещает Начальник.


10.02 п/пк выдвигает сонет 701 на звание худшего сонета всех времен и народов. «Утверждавшим - застрелиться, пока не поздно». Юстас его поддерживает и предлагает Начальнику объявить голосование по вопросу выноса тела №701 со склада вон, «поднимая «за» в том числе и ноги». Однако Цензор и некто «ноне» высказываются против «смертной казни» («Пацифисты вы фуевы. Шпаки несчастные.» - это п/пк в их адрес). Но и бравый А.Б.-П. тоже не поддерживает п/пка. Начальник подводит итог: «Братцы, не буду я убирать 701. Из песни слова не выкинешь. Были неудачи, будут еще». «Да вы, батенька, либерал-с», - отзывается п/пк.

Либерал или не либерал, но некоторые основополагающие принципы Начальник отстаивает твердо.

Это относится, например, и к неоднократно возникающему предложению о выделении заданных рифм всюду, в том числе и в «оценивалке» буриме. «Я считаю, что при оценке буриме его надо читать, как стихи. Ни личность автора, ни его личные трудности с рифмами нас волновать не должны. Это, может быть, строго, но, по-моему, справедливо.»

Ерш возражает: «Мне кажется, что в Буриме, как, скажем, в фигурном катании, есть "техника" и "артистизм"; я, конечно, не предлагаю ввести две оценки, но когда я, например, оцениваю опус, я смотрю и на то и на другое; и если автор смог достроить и тем самым "вытянуть" безнадежную рифму - это такая же удача, как и найденная яркая метафора. Так что трудности с рифмами мне как раз интересны. Кроме того, согласись, что читать и оценивать Буриме просто как стих - это ну ооочень строго.»

«Если тебе видно, что автор боролся с рифмами, то значит буриме неудачное. Если не согласен -- приведи контрпример.»

И Ерш приводит контрпримеры:

« 1: "результатом невдалетварена" (#1088). Абажаю!!! Май Иваныч - голова! А теперь посмотри на оценки и комментарии в "Кондуите" - многие просто не въехали, что там "арена" была...

...3: твой "надмирный атом" (#454). Опус, правда, и так отличный, но когда я понял, что там был "мирный атом" - ууух как я проникся!

Убедил? Если нет - еще примеры найду...»

Наконец, Начальник соглашается на компромисс: «хорошо, я сделаю возможность посмотреть рифмы, но по умолчанию буду показывать без них. Так ты согласен?»



21 февраля Д.П. сообщает о своем новом проекте - «Охота на Снарка». Начальнику понравилось, обсуждаются детали, и вскоре охота началась. Первым продуктивным ее участником оказался Квебек (27.02).


В Сонетнике продолжаются полемические стычки между Цензором и *фраером*: *ф* жалуется, что некий любитель имен собственных лепит их в каждую строчку. А тут вообще выдал целую строчку из одних имен собственных («Кант, Спиноза, Хайдеггер, Камю, Кьеркегор»), чем окончательно вывел *ф* из равновесия. Цензор спокойно объясняется: «Я не люблю, когда сонеты висят в воздухе, а то и в безвоздушном пространстве. А имена собственные помогают их заземлить» (2.03).


Венок: начало


Добрый Доктор Прописал, предложивший когда-то баллады, выдает две новых идеи: 1) добавить «матерный» сонет; 2) начать венок сонетов (4.03): «Мне кажется, что группа постоянных авторов Сонетника созрела для перехода на следующий уровень сотрудничества и сложности». Тут же он объясняет, что за штука этот венок и как его следовало бы организовать. Первая идея была встречена без особого энтузиазма, а вот вторая вызвала оживленное обсуждение. Вообще-то идея венка возникала чуть ли не с первых дней существования Сонетника, но похоже, что именно сейчас сонетчики, действительно, созрели. «С ума сбеситься! Это ж не меньше полугода займет. Вообще-то можно, конечно, попробовать, если только без мата», - говорит Юстас. «Попытка не пытка», - поддерживает п/пк. После обсуждения деталей принялись за выбор 15-го сонета - «магистрала». Выбирать ли его из того, что есть (предлагаются «Города мутные окна», «про грибы», №717 - «Ох, тоска, тоска!») или сочинить наново? А.С. продолжает сомневаться: «Никогда не читал хорошего венка сонетов. Это, по-моему, затея из категории «трудные пустяки»: трудно в исполнении, а результат, увы, малоинтересен». Но народ уже загорелся идеей, не терпится приступить, и вот Начальник сообщает: «сделал сонет «венок». Вперед, дерзатели.» (6.03). И начали сочинять «магистрал».


ПКЗ


В тот же день, 6.03, появилось интересное сообщение Опова:


Начальнику

и всем его подчиненным

от Опова


ПРЕДЛОЖЕНИЕ


Был в е-парткоме, мне там врезали за

разбавление.

Больше не буду разбавлять ни рифму пробелами,

ни пиво портвейном.

Но я не об этом.

Вызвали в е-партком, распекали за упоминание

имени великого Ленина в дурашливом сонете

про Гермеса.

Я больше не буду Ленина употреблять.

Но я не об этом.


Мне удалось утащить из е-парткома подержанное

переходящее знамя. Там оно ни к чему, а в буриметнике

еще послужит.


Далее следует краткая инструкция по эксплуатации Знамени Переходящего и сообщение о том, что на правах укравшего Знамя Опов передает его буриме № 3995, которое «вызывает вошишчение». Первым лауреатом оказался Цензор.


И пошло знамя по рукам. Поначалу этот процесс шел медленно: 11.03 Цензор передал его Д.П. за буриме 4043; 3.04 Д.П. передал знамя Лопушняку за буриме 4204, а там оно застряло почти на месяц: лауреат оказался не в курсе, что его надо передавать. Народ сначала терпеливо ждал, потом потребовал: передавай, Лопушняк, знамя-то! 30.04 Лопушняк, который, оказывается, не понял, что передача Знамени - обязанность самого знаменосца, спохватившись, передает ПКЗ, причем опять-таки не по правилам: назад, номеру 4017 тети Иры.

После этого Юстас предлагает Начальнику вытащить из анналов КЖП оповское предложение с инструкцией, положить в отдельный файл и поместить на заглавной странице ссылочку на него. Так и сделали.

Тут же родилось еще одно предложение (Лопушняк и Юстас): выделить для знаменосных буриме специальный файл. Это тоже было реализовано Начальником.



Раздел КЖП


В начале марта зашел Ерш, который теперь бывает здесь редко. Неожиданно для себя он обнаружил здесь не «групповуху» (Сонетник), а целую серию приличных буриме (3.03). В диалоге с М. отмечаются отличные сонеты 3949, 3967, 3969. Но вот не нравится ему, что КЖП заполнена в основном записями, относящимися к Сонетнику, который его не интересует. Поэтому у него рождается идея разделения КЖП на две книги - по Буриме и по Сонетнику. Идея обсуждается довольно долго. Д.П., поддерживая разделение, предлагает форму КЖП в виде трех окошек на одной странице; Начальнику это кажется приемлемым. Ж-МС, предпочитающий Сонетник, поддерживает разделение, Цензор возражает - возможно, именно потому, что сам живо участвует и в том, и в другом.


Начиная с 1 апреля, в архиве КЖП появляются три буквы SON возле тех записей, которые относятся к Сонетнику. Раздел произошел? Нет, оказывается, КЖП фактически разделилась позже, 30 апреля, причем последним толчком в этом направлении явилась просьба Лопушняка (29.04). Записи же за апрель были, видимо, разделены Начальником вручную.

"Спасибо за раздел КЖП. Как сразу интересно стало, прямо поедом люди друг друга едят", - говорит Ерш (5.05)

"Жалобная книга начинает, как встарь, становиться интереснее самого Буриме", - это Раффи (11.05).

И действительно, майская КЖП особенно богата разнообразными интересными дискуссиями.

Кириллица!


2 апреля появляется сообщение Начальника о долгожданной метаморфозе:

«Свершилось. Сонетник переведен на КОИ-8 с возможностью

читать и/или писать в транслите. Если чего непонятно,

спрашивайте. Если будут ошибки, пишите.»

Наконец-то русские стихи стали выглядеть по-русски. Правда, пока только в Сонетнике.


Тут же обнаруживаются несовершенства перевода латиницы в кириллицу. Разнообразие приемов, используемых нашими авторами для транслитерации некоторых русских букв, вылилось теперь в разнообразие смешных ошибок. Все эти детали оживленно обсуждаются, особенно активны при этом Юстас и А.С. Начальник продолжает совершенствовать детранслитератор. При этом те, у кого нет кириллицы, продолжают писать, как привыкли, раздражая своей дикой орфографией тех, у кого кириллица есть.

Слова "майор" и "койот", оказывается, надо писать так: maj|or, koj|ot, иначе получается маёр и коёт. По этому поводу Адмирал сочиняет песню (3.04, 14:00)

Жили два друга -- маёр и коёт,

-- Пой песню пой, --

И если один из них в стае ходил,

В штабе служил другой... и т.д.

В дальнейшем эта песня порождает желание написать целую эпопею про этих двух друзей (Юстас, 15.04).


30 апреля - еще одна новость, о которой сообщает Лопушняк: «Ура! Теперь и буриме можно читать в КОИ!» Но коификация буриме еще в зародыше. Детранслитерация автоматическая, поэтому, естественно, довольно много ошибок. Лопушняк предлагает свои услуги по правке орфографии в прежних буриме, хотя отмечает, адресуясь Начальнику: "...при том буйном разнообразии транслитерационных методов, которыми пользовались сочинители буриме за эти годы, твой переводчик в КОИ работает потрясающе хорошо!"



А тем временем в Сонетнике...

Творят сонетчики. Не так бурно, как вначале, но мощно. Неторопливо растет магистрал для будущего венка. Долго и тщательно, с многочисленными обсуждениями сочиняют "сонет Цурэна", за который особенно переживают Юстас и А.С.: "Как лист увядший, падает мне в душу / Тень города, который я разрушу..." (...).

Исчерпались циклы "Иннокентиада" и "Ворониада", их предлагают закрыть и больше не возвращаться. 4 апреля Начальник сообщает: "Место Иннокентиады заняла Ржевскиада. Вперед, дерзатели". Цензор предлагает сочинять цикл о Козлодоеве, выдав для затравки несколько строф о похождениях молодого Козлодоева в 17-м году (17.04).


Ох, какие перлы рождались попутно! Вот, например, сочинение Цензора и п/пка (25.04 - 28.04):


На драном сиденьи привычно елозя

И нежно сжимая рычаг,

Старик Козлодоев ведет свой бульдозер

Проведать культурный очаг.


Абстрактных художников, нищих изгоев

Видны на бульваре холсты.

Сейчас им покажет старик Козлодоев -

Пускай поджимают хвосты.


Художники тихо ползут в Копенгаген,

На Брайтон, в Стокгольм, в Петушки.

Хрущев Козлодоеву дарит "Фольксваген".

Счастливый конец, мужики!


Бульдозер ржавеет теперь на приколе,

Чужой подпирая забор.

Старик Козлодоев с юннатами в школе

О прошлом ведет разговор.


И с новой силой разгорается дискуссия об урезаниях. Это вечное противоречие между личным и коллективным... Одним хочется продолжать, другие режут безжалостно, чтобы продолжить по-своему. А.С. предлагает сразу пять (!) проектов реформ правил урезания (7.05 06:46). Фраер тут же предлагает свои варианты реформ. В конце концов сонетчикам предлагается ответить на кардинальный вопрос: "Зачем я играю в Сонетник?". На это подробно отвечает *фраер* (6.05). А позже Юстас написал на эту тему целое эссе, опубликованное отдельно, знакомое, я думаю, всем сонетчикам.




Еще новые имена


П-Ора

Он выдал однажды (18.04) хорошую идею: показывать комментарии к сонетам в обратном порядке, т.е., начиная с самых свежих. Но почему-то при этом никак не подписался. Юстасу, поддержавшему эту идею, пришлось его назвать "предыдущим оратором"; так он и стал себя именовать в дальнейшем, сократив до "П-Ора". Идея была воплощена Начальником в жизнь, а имя П-Ора появляется после этого довольно часто. Активный участник многих дискуссий и, как он сам себя охарактеризовал, "отставной гусар", он предлагает новый способ решения споров в Сонетнике - дуэли! "Сударь, я вызываю вас,.. четырехстопным дактилем, на 4 строфах". (7.05). Дуэли между сонетчиками не наблюдались, зато позже появились между буримистами.


ПК

Эта подпись появляется 1.05 в книге Сонетника. Активно участвует в обсуждении сонетов, но особенно его волнует проблема идентификации авторов сонетов. Проблема эта вызвана потребностью бороться со всякими анонимными пакостниками, то и дело возникающими в Сонетнике: то они злодейски режут хорошие сонеты, то, наоборот, подозрительно быстро сочиняют и утверждают всякую чушь. Постепенно его настойчиво повторяемая идея конкретизируется и, наконец, воплощается в жизнь: с 23.09 каждый сонетчик получил еще по одному имени. Имена эти, разной степени благозвучности, составляются при помощи хитрого алгоритма и... текста пушкинского "Евгения Онегина"! Но об этом ниже...


ЧЕ

Это имя возникает в КЖП (5.05 12:10), когда во время описанного выше "бархатного" конфликта между Раффи и Лопушняком он вмешивается в дискуссию о том, "что есть буриме". ЧЕ защищает многострочники: "Правила игры задает не М, а его программа. Дополнительное удовольствие - удовлетворить формальным правилам, но проявить "структурное остроумие"". Но к этому времени имя ЧЕ уже знакомо буримистам: "ЧЕ с Мариной: здорово пишете" - отзывается о.з.т. (одна знакомая тетя, как стала иногда подписываться Тетя Ира). Оказывается, ЧЕ с Мариной часто сочиняют буриме на пару. И именно им, за буриме 4470, передает ПКЗ Опов после своего знаменитого 4406.

После того, как многие буримисты высказывают возмущение участившимися дурацкими комментариями к буриме, ЧЕ выдает забавную серию пародий на комментарии к буриме (14.05): приводится четверостишие классика (Пушкин, Лермонтов, Гумилев, Мандельштам) - и комментарии критиков. Пример:


БУРИМЕ Но. 1004484


(В пробеле во второй строке прошу винить автора рифмы.

Что за дурацкая рифма "день я/наслажденья"?!)

И где веселья быстрый день?

Промчался лётом сновидень я,

Увяла прелесть наслажденья,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!...

-- А.С.


*** Примечания ***


* Нет, ты не Байрон, ты другой... Что у тебя 4-ая строчка хромает?

* прелесть увяла? это как? -- _подпись_

* какая может быть тень у скуки?! Да еще ночью?!


Интересно, что многие буримисты, по их признаниям, "врубились" не сразу, а только на последнем мандельштамовском четверостишии о "кремлевском горце".


Позже (4.06) ЧЕ изобрел "пульт дистанционного управления" (ПДУ), облегчающий буримистам операции с просмотром и оценкой стихов.



Конфликты года: Цензор


19 июня разразился самый, пожалуй, острый конфликт года.

Он начался с следующего сообщения:


Дамы и господа! Душки!

Вчера от нечего делать зашла, наконец, в Тенеты -- и что же я

там обнаружила? Оказывается, Цензор видвинут на премию за

"редактирование" Сонетника. Т.е. там у них приведен целый список

сонетов, созданных нашим с вами трудом, но "отредактированных"

Цензором! Некоторые сонеты просто не узнать. Неужели никто этого не

видел? Или всем безразлично? Это я одна такая? Я лично не

давала согласия корявить свои строчки, а потом получать

за это премии.

С глубоким возмущением,

Т.Т.


Т.И. посмотрела представленные Цензором сонеты в "Тенетах", она согласна с Т.Т., ей тоже не нравятся переделанные строчки, но у нее звучит, скорее, не возмущение, а огорчение: "коль уж прорвался сонет сквозь цензуру - оставьте его в покое, хватит уж переделывать, коллективное в конце концов творчество... что за нафиг?" " ...ведь не лучше стало, ой не лучше.... " "Мить, а ты-то что же думаешь?"

Судя по ответу Начальника, он в курсе этих дел. Цензор сейчас в отъезде. Но он ведь не только редактировал, а, прежде всего, произвольно выбрал сонеты. "Это тоже произвол? Я думаю, что да. Позволительный? Я думаю, что да. По-моему, вообще отбор и редакция мало чем отличаются."

Тут с Начальником не согласны ни Т.И., ни п/пк. Справедливости ради, Т.И. замечает: "а буриме у Цензора классные, чего не отнимешь, того не отнимешь..." Т.Т. продолжает возмущаться: "По-моему, то, что он сделал, это самая настоящая подлость". Тут вмешивается *фраер*:

"О Цензоре: да в чем же подлость-то?

Если бы он за свое выдавал - тогда другое дело. А так - сонеты сродни народному творчеству - на индивидуальные строчки авторские права не распространяются."

Возражает и Начальник: "Да ведь он свою редакцию предлагает не вместо, а наряду! При чем же тут подлость-то? ...Я бы из Сонетника выбрал существенно другой набор, чем Цензор. Это был бы *мой* Сонетник... Это не значит, что мне нравится, как он поправил, но не признать его права я не могу... А награду получил Сонетник, а не Цензор, кстати. И вот это, как раз, может быть и не совсем правильно.

Буриме редактировать нельзя -- это уж точно. Но буриме -- авторство индивидуальное, а сонетник -- коллективное. Правка Цензора не укладывается в букву правил, но вполне близка их духу.

Да и вообще, по-моему, глупо тут сердиться всерьез. "

Последняя фраза особенно по душе Тете Ире: "Как ты, Митя, хорошо сказал... спасибо... и сразу как-то легче на душе :-))))"

Тут снова берет слово п/пк. И что интересно: пожалуй, впервые это слово выдержано не в привычном стиле п/пка, - нет, это обстоятельная, логичная и разумная речь. Он не согласен с безусловным правом Цензора на редактирование:

"Аналоги наших подвигов здесь - это, кажется мне, А.К. Толстой и Бр. Жемчужниковы... По части Козьмы я бы порекомендовал переписку бр. Ж. с газетами. Там, помимо всего прочего, описывается, как такого рода вопросы решали между собой соавторы. Очень рекомендую - в вопросах порядочости эти люди разбирались неплохо...

Вот. Так что, думается мне, при живых, хоть и коллективных, авторах, можно было бы хоть писнуть сюда же, в КЖПу, что, мол, вот, посылаю вариант в Тенета - с такими вот изменениями, вы не против? В порядке вежливости."


Наконец, 24.06 только что вернувшийся из России Цензор дает объяснения, почему он сделал именно такую правку сонетов и зачем была нужна вся эта затея:

"Почему была сделана подборка: чтобы Сонетник мог посоревноваться с другими авторами-интернетчиками в категориях "Стихи" и "Литературные игры".

В результате Сонетнику было присвоено звание дипломанта конкурса в обеих категориях. Я же ничего в связи с этим не получал и не получу. Другое дело, я в свое время согласился быть держателем потенциального приза, чтобы Манин имел возможность судить соответствующие категории (он был в жюри).

Как известно, на отдельные фразы и строки copyright ставить нельзя, поэтому прав у авторов строк формально никаких. В собирании и редактировании фольклорных произведений (сонетов), я ничего дурного, а тем более, подлого не вижу. Да и редактирование-то применялось, по моим меркам, щадящее".


К этому времени страсти уже улеглись, и Т.И. отвечает Цензору длинным посланием, написанным во вполне миролюбивом и даже извиняющемся тоне:

"Да будет Вам, не обижайтесь... Ну погорячились (мы), бывает... Я дк от скуки, тоски и безысходности... И жизнь заела, и буриме с сонетником в поэтический кружок, в самом хорошем, высоком и правильном смысле этого слова, превратились...

А нам, гагарам, недоступно... Да и скучно, если честно... Вот раньше бывало гулял Козлодоев... В смысле стеб ценился, игра слов, неожиданный поворот мысли и подколки... А теперь все в лучшем классическом виде... А это ж не всем дано...

Не, я Вас понимаю... И понимаю желание сделать как лучше... Даже если в ущерб удовольствию от игры других играющих, которые так хорошо, как Вы, не могут, да и не хотят почему-то... "


Вот тут, мне кажется, Тетя Ира обрисовала контуры того глубинного конфликта, который, не выплескиваясь пока наружу, назревает в скрытом виде. Пришельцы этого года принесли с собой новый стиль, показав, что здесь, внутри этой игры, можно сочинять не только шутейные стишки, но и стихи всерьез, в полном смысле слова и на высоком уровне техники. "Все в лучшем классическом виде..." И Т.И., с уважением относясь к этой новой волне, чувствует с сожалением, что поколение "новой волны" не всегда относится с таким же уважением к прежнему стилю, к "стебу".

Нет, конечно, приверженцы серьезного стиля были и раньше - вспомнить хотя бы перманентную борьбу фраера за отделение "серьезных" сонетов от "стеба". Но дело, видимо, в том, что теперь сторонники серьезного оказались в активном большинстве, и это большинство стало диктовать свои законы, навязывать свои вкусы, давать свои оценки.


"Я ведь серьезных стихов не пишу, я их в книжке читаю", - декларирует п/пк (25.06).

А в ответ Цензору: "дело, конечно, твое, никто в суд тебя не тянет и формально авторских прав нет. Но... из уважения к соавторам... мог бы предупредить. Почитай переписку одного из Жемчужниковых с редакторами лит. журналов - на предмет Пруткова. Очень поучительно."


Описов + Т.Т. = ...


На фоне шумных конфликтов и споров зарождается чувство Описова (как можно догадаться, это одна из ипостасей Опова) к Тане Травоедовой, начинаются тихие и робкие ухаживания, выражающиеся в редких и коротких репликах, которые, теряясь в гуще обширных и бурных полемических постов, кажется, не слышны никому, кроме них двоих (24.06 - 30.06):

"Может, в кино сходим?"

"Предупреждаю сразу: я УЖЕ некомсомолка".

"А мы на про шпионов пойдем".

"Ну чо же".

....

"Тань, ну тебе понравилось?"

"Не то слово".

"Тань, а пойдем в субботу в планетарий?"

"Не откажусь".

....

(Пройдя сквозь годы, это трогательное чувство трансформировалось в чувство между совсем другими персонажами... "Высокие... высокие отношения!" - так отозвалась о них однажды одна из наших современниц).


Еще новые имена


Дед Буквоед

Впервые это имя встречается в КЖП 16 июня. Он немногословен, всегда подчеркнуто корректен и мягок. Вот, например, он пытается урезонить Еврейтора (см. ниже):

"Если Вам нечего больше предложить кроме "излюбленных" Вами слов и оборотов, то не будете ли Вы так любезны использовать их в более мягкой форме: если для той же 5-ой строчки место в ж***, то скажите это изящно, красиво, а если не получается, то, может быть, не стоит быть настолько уверенным в своей правоте и загонять злополучную строчку в то самое место с таким беспримерным упорством."


Poul

20 июня А.С. отдал ПКЗ буриме 4705, подпись которого скрыта. Начальник вскоре провозглашает имя знаменосца: "Poul, поздравляю!" - так на страницах КЖП появляется еще одно новое имя. "Знамя принял, спасибо. А что с ним делать?" - спрашивает новичок, и чуть позже: "Прочитал. Горжусь".


Redneck

"Дамы и Господа

Новая(?) звезда, кажется, восходит в Буриме. Просмотрите

через Кондуиит последние несколько опусов за подписью Redneck.

Получите удовольствие." (Д.П.,3.07 17:19)


Да, новый автор нравится и Цензору, и ЧЕ, который вскоре передает ему ПКЗ, и п/пку, выдвигаюшему его буриме 4990 на почетный 5000-ный номер (скромный Реднек в ответ тут же предлагает на это место несколько других номеров). Т.И. поддерживает п/пка и обращается к Реднеку: "очень красивые у вас буриме... Вы, наверное, в жизни стихи пишете, да?.." В ответ: "Я уже давно ничего не пишу. Но Вы правы, был грех." Вскоре Реднек благодарит за 5000-ный номер, отданный-таки ему, и отмечает попутно: " Вообще, такое впечатление, что качество буриме резко повысилось."

Большой талант и исключительная скромность - отличительные качества Реднека.


TW

Новое лицо - TW - представляется следующим образом (7.08):

"Господа, я новенький, с традициями не знаком,

на всякий случай разрешите представиться - Ти-ДаблУ.

36; Баран; Украина-Москва - далее везде (Лопух, мы кажется соседи);

из технических интеллигентов; да; трижды; двое; бываю; замечен."


Проводы А.С.


"...мне в Париже недолго оставаться, выгоняют скоро." (1.07)

Активный сочинитель А.С., живущий в Париже, оказывается, заканчивает там аспирантуру и готовится к возвращению в родной Харьков, откуда у него выхода в интернет не предвидится. Общественность сожалеет об этом.

Кроме того, он был активнейшим оценщиком стихов, и буримисты отмечали, что с его уходом Кондуит стал менее интересен.

А.С., кажется, так и не вернулся в Буриме, хотя его следы замечены в игре "Из песни ... не выкинешь".


Проводы Лопуся


31 июля Лопусь неожиданно объявляет п/пку:

"А я по пустякам не волнуюсь, мне нельзя, мне рожать скоро. :)"

Общественность тут же реагирует: ЧЕ морально готовит Лопуся к родам (4.08 23:43); Т.И. советует купить дешевый компьютер для дома, чтобы не прерывать связь; Т.Т. к ней присоединяется. П/пк: " А жаль, Лопусь это прямо такая восходящая буримическая звезда." Появляется буриме 5236 безымянного автора, посвященное Лопусю. Поул предлагает считать его адресованным от всех: "Я лично подписываюсь, если автор не возражает". Автор не возражает. (11.08)

14.08. Лопусь прощается ("я, похоже, сегодня последний день на работе, так что всем до свидания").

Спустя 10 дней - сообщение:

"Хотите поздравить Лопушняка с рождением дочери Наоми - шлите письма. С.В."

В ответ идут поздравления от п/пка, Т.Т., Поула, ЧЕ...

12.09 появляется и сообщение счастливой мамы: «Лопушенок отличный, аппетит хороший, и даже спит иногда. Большой кайф от нее. Только вот время так летит, даже и не замечаю.... Большое спасибо всем-всем за письменные и особенно за устные поздравления!»



Русифицирован Кондуит.


По этому поводу даже написан сонет 727 "Мы КОИ-восемь будем проверять":


Вид буковиц родных меня пленит.

Даешь родную речь, долой транслит,

Мы все ошибки выловим в программе!


П/пк недоволен: " А мне чего теперь делать? У меня кириллицы нет. И скорее всего не будет. Руссификаторы вы хреновы... Славянофилы недоделанные..." (5.08. 10:21)


Конфликты года: Еврейтор


Еврейтор, появившись, вызывает возмущение общественности своими крутыми матерными комментариями к сонетам. JJ (11:08), Посторонним в... (14.08) пытаются его урезонить, но Еврейтор отстаивает права на свой стиль общения ("ханжество не является добродетелью"), которым он был известен еще в SCS, где ему и присвоили звание "вечного еврейтора". Оказывается, он в свое время писал там "чепуху" вместе с Маниным и участвовал в тамошних flame war-ах, как именовались тамошние дискуссии, переходящие на личности. (14.08 08:24)

В ответ Д.П. пишет:

"все Вами сказанное про s.c.s, alt.flame, etc. правильно, но

совершенно, ИМХО, неприменимо к Буриме и Сонетнику. Они по своему

устройству очень уязвимы, и расчитаны на заинтересованное и

добросовестное участие. Ничего ведь не стОит, напр., загнать все

буриме в архив, или настолько завалить мусорными строчками сонеты,

чтобы ни у кого не осталось желания в них участвовать. Или,

кстати, развести flamewar в КЖП. Ну не для этого тут люди

собираются. Для этого Usenet есть! " (14.08 10:37)


"Не я начал здесь flame war!" - говорит Еврейтор. "Начали не Вы, но уж слишком радостно Вы в нее ввязались.", - отвечает ДП.

Он же резюмирует, адресуясь к JJ:

"Ни наличие, ни отсутствие мата не нужно возводить в

принцип; если уж что туда и возводить, так это необходимость

прислушиваться к чужому мнению. Но без карательных

мер к тому, кто этого не делает."


Поул: "Полностью разделяю беспокойство по поводу игры. Она - вещь тонкая, сломать её легко, давайте будем осторожнее. В лимериках

матюкаться не грех - жанр такой. А здесь - не принято. Ну не

УСЕНЕТ это!"


М.(15.08 23:51)

"JJ: Ефрейтор -- хороший человек, я его вспомнил.


М - Еврейтору: Сонетник -- как коммуналка, тут правила общежития --

не роскошь, а осознанная необходимость. Тут надо индивидуальность

терять, растворяться в соавторе, угадывать верхним чутьем,

куда дело идет. А пытаться силой сонет куда-то повернуть -- гиблое

дело. И выйдет плохо, и все обижены. "

(16.08 01:37)

"Чего-то вы злые какие-то стали, братцы. Ну подумайте: чего

ругаться-то? Да еще так вот по больному месту, да скучной прозой.

Смотреть противно, право слово.

Из-за чего??

Племянник, ты бы, что ли действительно пошел в SCS(R). Там тебя,

может, научат интересно ругаться, а то ты плоский какой-то. "

- М


Поул признается, что поначалу его тоже раздражало занудство Цензора и JJ в венке. "Но потом, понаблюдав некоторое время отстранённо за всем этим безобразием, понял, что это не по злобе, а от искреннего участия в судьбе стиха. И сейчас открыто заявляю, что тоже буду занудствовать и резать нещадно всякую лабуду в венке. Потому что он и МОЙ."

"Комитет ветеранов" возражает: "Удачный сонет возникает тогда, когда ты чужой строчке радуешься

как своей собственной и, даже заменяя ее на другую, пытаешься

сохранить мысль предыдущего автора. Очень жаль, если у вас сложилось

об этом процессе искаженное впечатление."

Поул в ответ: "Без урезания получится

"чепуха" - тоже игра замечательная, но ДРУГАЯ.

Раздражение ваше, с учётом истории правил, понимаю и даже где-то разделяю, но я уже втянулся... :)

А с Венком вообще случай особый - уж очень хочется создать

что-нибудь значимое. Отсюда и занудство, и придирчивость."


"Давайте все-таки не уподобляться серьезному Сальери, а то дело

кончится трагедией." (Ветераны, 16:08)

"Я искренне не понимаю людей которые хотят получить из Сонетника

стихи как у Петрарки. Дело даже не в том что, пардон, у каждого из

участников кишка тонка, но и сам процесс не способствует. Заметьте

что в вершине списка по оценкам стоят сонеты "со стебом"."(п/пк, 17.08)


А вот противоположное мнение (Че, 3.09):

«Такое ощущение, что хорошее появляется в последнее время

в основном в "несмешном" жанре. Конечно, всё лучше, чем

попытки насмешить, от которых зевать хочется.»





Особенности психологии Сонетника


Последняя треть 97-го года в КЖП занята в основном Сонетником, Буриме снова отступило на второй план. Активно и заинтересованно, со множеством обсуждений и споров, сочиняется венок сонетов.

В сентябре продолжаются бесконечные препирательства в Сонетнике между Цензором, *фраером* и Юстасом при поддержке сочувствующих. "Смешнисты" и "серьезнисты", которых *фраер* постоянно предлагает разграничить, развести по разным углам, постоянно и безжалостно режут строчки друг друга: "То одни урезают сонет как бессмысленный (читай недостаточно серьезный), то другие урезают тот же сонет как скучный (недостаточно смешной)" (*фраер*, 17.09).

ЧЕ проводит красноречивое сравнение Буриме и Сонетника (4.09):

"Если продолжать квартирную аналогию, то Буриме похоже на дом с приятными хозяевами, куда каждый день заваливается куча гостей и треплются всю ночь, постоянно восклицая: "Старик, ты гений!". :-) А если кто-то случайный забрел, то он особо помешать не может.

А Сонетник - на коммуналку, где жильцы никак не могут договориться о порядке пользования правой ближней конфоркой, и куда ЖЭК постоянно подселяет (без согласия

жильцов) каких-то типов. :-))"

"Смешнисты", призываемые Сапрыкиным, бросились писать сонеты про Пятакова: "Почему из 10 только 7 сонетов про Пятакова? Недоработочка вышла." - "Ща исправим" (17.09).


В конце концов Фраер высказывается пессимистически:

"Смерть Сонетника (в теперешней его форме), о которой так настойчиво

говорили большевики, свершилась.

Благоразумно ухожу на заранее подготовленные позиции - в буриме.

И тебе, Цензор, советую то же сделать." (16.09)


Начальник пытается теоретически осмыслить происходящее (18.09):


"Тезисы к теории. Коллективный автор сонетника, как объект психологии.


1. Сонетник экстериоризирует творческие муки коллективного автора.

2. Психологическая нормальность характеризуется своевременным

разрешением внутренних конфликтов.

3. Накопление внутреннего конфликта свидетельствует о психическом

расстройстве (разной степени тяжести) и влечет потерю творческой

потенции.

4. Текущее состояние колективного автора я бы обозначил, как

средней тяжести шизофрению с тенденцией к раздвоению личности.

5. Эй, кто знает, как лечить шизофрению?

- М"

В ответ сонетчики изощряются, кто как может, в предложениях средств лечения.




А 23.09 Начальник сообщает об интересном новшестве:

"Всем-всем-всем: мы с ПК ввели в Сонетник нововведение сомнительной

полезности. Отныне все строчки и предложения урезать снабжаются

указанием машины, с которой они поступили. Конечно, не настоящий

адрес (во имя анонимности), а некое русскообразное слово, сгенериро-

ванное по адресу. Можно то же самое сделать в КЖП. Мнения?

- М"


И вот сонетчики получили вдруг забавные позывные-псевдонимы: в КЖП(С) начинают фигурировать Рогостн, Егомучи, Довышая, Бентако, Крывала, Жалицат...

Из них лишь один - Облаета - сохранился до наших дней. Славный псевдоним.


Но псевдонимы ввели и "новую гласность", и тут выяснилось, что некто Рогостн ухитрялся вставлять свои строчки в сонеты венка подряд. Тут же следует публичное покаяние:

"...не корысти ради, а токмо стилистической целостности венка

для. Слишком я его близко к сердцу принимаю...

Графоманы всех стран, простите.

А повинную голову по волосам не плачут. :( "



Жанна и Сергей Кисловы. Т.Т. против.


11 октября Начальник объявляет:


Сонетчики: в этом году проводится литературный конкурс АРТ-ТЕНЕТА-97,

(Тенета объединились на этот раз с Арт-Петербургом). Я хочу, будучи

одним из номинаторов этого конкурса, выдвинуть подборку сонетов

Жанны и Сергея Кисловых. Это такая симпатичная пара, Жанна

скорее легкомысленная, а Сергей скорее серьезный, постоянно ругаются

из-за стихов (недавно чуть до развода не дошло), но все-таки --

одна сатана.


Дальше приводится проект подборки из 14 сонетов Сергея Кислова, сделанной Юстасом (это, конечно, в основном серьезные лирические сонеты) и предлагается сонетчикам сделать подборку стихов Жанны, а также, возможно, их совместных стихов.


Таня Т. - против. Из вредности, как она сама признается, и потому, что не верит, что сонеты снова не будут изуродованы. М. терпеливо объясняет условия конкурса, заверяет, что никакого редактирования на этот раз не будет, раз нельзя. Ему нравится эта идея - представить на конкурс разнообразную продукцию Сонетника как творчество пары разных людей.


"Людям не доверяю," - продолжает свое Т.Т.

"Ну значит, ничего не поделаешь. Маестро, урежьте Шопена, другана хороню и маруху его." - огорчается М.

Смягчившись, Т.Т. дает согласие: "Я просто в этом участвовать не буду, а палки в колеса Вам ставить не собираюсь."

Кисловы спасены.



Крывала против Цензора, JJ против крывалы.


24 октября JJ обращается в КЖП с жалобой:

"В течение последних нескольких месяцев некто систематически

пишет в Сонетнике строчки, имеющие целью целенаправленно

оскорбить соавтора, работающего под псевдонимом "Цензор"... "


Разражается новый скандальчик: крывала против Цензора, JJ против крывалы... Лишь Цензор сохраняет обычную невозмутимость, отзываясь только комментарием со стороны:

"Ну вот, пожалуйста... Цапаются... Соавторов распугивают... Коммуналка. :( "


Переезд и новоселье.


В конце ноября сайт слегка трясет... потом записи совсем прерываются (с 22 ноября по 13 декабря) - видимо, это связано с очередным переездом на новый, рамблеровский, сервер: "Поздравляю с переездом, в некотором смысле, домой," - провозглашает Начальник, продолжающий подчищать огрехи и подбирать рассыпавшиеся стишки... К 19 декабря все в основном готово. Новый сервер Куличек радует буримистов быстротой, с которой он фурычит: "... сервер и правда могуч, и линия толста, и байты быстры..." Жители Нового Света несколько озадачены новым отсчетом времени - оказывается, время стало московским. И даже у п/пка неожиданно стали появляться кириллические буковки: "Пользуясь случем, прочитал статью JJ. Раньше вот битое крошево выскакивало, а сегодня - усраться - нормальный русский текст. Хорошая статья, большая."

Многие буриме, однако, в результате переезда потерялись, но запасливый TW помогает восстановить тексты. Авторы стихов в суматохе восстанавливают утерянное авторство...


В этой суете подходит Кристмас, приближается Новый год,

В последний день года в буриме вернулись давным-давно пропавшие Санитары.

"Ура!!! Я провижу пять счастий внеплановых! " - восклицает по этому поводу Начальник.

Заканчивается год 97-й. Новый 98-й в КЖП впервые встречают по московскому времени.

Серебряный век продолжается пока. Еще с полгода ему продолжаться. Но грядет, приближается тяжелой поступью век железный...


Послесловие.


Я с самого начала не собирался писать историю до самых наших дней. Вот, наконец, три года описаны. Описание 97-го года затянулось у меня неоправданно надолго. Чем конфликтнее жизнь, тем труднее задача ее объективного описания. Тем более, что речь идет на самом деле не о каких-то исторических личностях, оставшихся в прошлом, а о вполне живых, активно действующих сейчас и, надеюсь, еще многие-многие годы в будущем, жителях мира Буриме.

Вот, когда этот раздел был уже на 2/3 написан, меня заклинило... на три с лишним года. Простите, те, кто ждал, что я заставил ждать так долго.


В КЖП как-то высказывались пожелания о том, чтобы была предоставлена возможность высказаться участникам описываемых событий о том, "как это было на самом деле". По-моему, это было бы прекрасным дополнением к этой летописи. Я надеюсь, что желающие написать такие дополнения, поправки и комментарии найдутся.

Прошу прощения у тех, кто сочтет мое писание не соответствующим действительности. Я изложил, как мог, со своей точки зрения, не претендующей на истину. И вообще, "что есть истина?"


На сем завершено последнее сказанье, и летопись окончена моя. Надеюсь, ее продолжит мой преемник Нестор. Пожелаем ему успеха на этом поприще и будем вместе ждать новых сказаний.



Пимен, в миру Латакот

15.02.2005